Феноменология и деконструкция Существует и другое затруднение. На перспективу конца философии часто ссылаются в основном для оправдания необходимости существования других дисциплин. Взять, к примеру, знаменитое марксово отметание в сторону философии: "Философы заняты лишь тем, что поразному интерпретируют мир; задача же состоит в том, чтобы этот мир изменить". С этой точки зрения рассмотрение различных философских интерпретаций как таковых теряет почти всякий смысл. ...Согласно другой точке зрения, высказываемой обычно позитивистами, а иногда и виттгенштейнианцами, король и вовсе оказался голым. Последнее убеждение в отношении философии достаточно прочно укрепилось подсознании некоторых ученых. Если допустить, что философия и в самом деле подходит или уже подошла к своему концу, представляется возможным проследить до конца (или почти до конца) историю этого движения как нечто, происходящее с самой философией, и попытаться таким образом найти необходимые доказательства. Однако в силу различного толкования истории философии... концепции ее конца также будут различны. Выдающийся вклад как в разработку концепции перспективы конца философии, так и в защиту этой концепции с опорой на доказательства, почерпнутые из истории философии, внесли три мыслителя: Мартин Хайдеггер, Жак Деррида и Ричард Рорти. С самого начала Хайдеггер выступал как наиболее влиятельный сторонник этой перспективы. Дальнейшее развитие его идеи получили у Деррида, после чего идеи Хайдеггера и Деррида были взяты на вооружение Рорти... В силу одного очевидного обстоятельства расположение мною исторических фактов будет отличаться от того, как это делали три вышеупомянутые мыслителя. Последние давали определение философии по отношению к истории философии в целом, хотя в качестве иллюстраций ими обычно использовались отдельные философии. История философии в целом - это нечто большее, чем мне бы хотелось охватить. Я же концентрирую внимание на отдельных эпизодах одного из ее этапов - истории феноменологии и ее детища: появившейся вслед за ней деконструкции. Концентрация на отдельных эпизодах... объясняется намерением автора выделить из общего ряда определенные проблемы, возникшие в ходе развития истории феноменологии...
|